Суббота, 28 мая, 2022

Ленинградский вокзал в Москве: более полутора веков истории

Транспортное сообщение с помощью железной дороги дало новый импульс строительству путей в Российской империи. Именно в те времена Москва также готовилась обзавестись первым собственным железнодорожным вокзалом — уменьшенной копией вокзала Петербургского. Нашим современникам, которые привыкли к тому, что Москва располагает сразу десятком вокзалов, трудно поверить в то, что ещё относительно недавно — каких-то полторы сотни лет назад — город с нетерпением ожидал появления самого первого. Далее — на moscow-future.ru

Прогресс и его поступь

Московские вокзалы стали появляться один за другим в конце девятнадцатого и в начале двадцатого века. Буквально “из ничего”, всего за несколько десятков лет, были построены и стали обслуживать пассажиров Ленинградский вокзал (его появление датируется 1851 годом), Казанский и Ярославский вокзалы ( оба здания введены в эксплуатацию в 1862 году), Курский вокзал (был построен в 1896 году), Белорусский вокзал (начал принимать составы в 1870 году), Киевский вокзал (действует с 1899 года), Павелецкий вокзал (открыл двери в 1900 году), Рижский вокзал (построен на год позже — в 1901 году, на заре нового века), Савёловский вокзал (запущен в 1902 году) и, наконец, самый современный Восточный вокзал, построенный только в 2021 году. Как наглядно видно из динамики появления новых вокзалов на территории Москвы — железнодорожные перевозки последовательно занимали все большее место в жизни людей, становились весомой частью пути для транспортировки различных грузов (включая стратегические), делались все более популярными для простого народа. 

Первый среди равных

Ленинградский вокзал появился в Москве самым первым. Ему суждено было стать не только пионером по возрасту, но и популяризатором железнодорожного сообщения как такового. В те времена, в позапрошлом веке, люди не были столь восприимчивы к техническим новинкам, как наши современники, и часто относились с подозрением ко всему новому и непривычному. 

Постройка здания будущего вокзала началась ещё в 1844 году, и продолжалась на протяжении семи лет. Архитектором был назначен Рудольф Желязевич, уже известный постройкой многих других зданий в Российской империи. Он трудился вместе с проектантом вокзала — Константином Тоном. 

Строительство вокзала

Строительство железной дороги из столицы Российской империи — Санкт-Петербурга — в Москву (второй по величине и значимости город страны) началось в 1842 году. При это была первоначально утверждена концепция возведения вокзалов в двух этих городах, причем предполагалось, что вокзал в Москве станет миниатюрной копией “старшего брата” в Петербурге. Так и вышло — эти два здания чрезвычайно похожи между собой и оставляют, несмотря на значительную удаленность друг от друга, единый архитектурный ансамбль. Отличительными особенностями вокзала в Москве можно назвать большой вестибюль в центре здания и невиданную роскошь оформления всего здания. Так, к примеру, в дизайне внутреннего убранства вокзала были использованы дубовые полы, дубовые двери, шкафы с зеркальными дверцами, что придавало помещениям визуального шарма, мраморные печи из Швеции, камины и так далее. Императорские покои (которые были отдельными по понятным причинам) оснастили ещё более роскошно. Вокзал с успехом фигурировал несколько десятков лет, однако потом, в связи с известными революционными событиями, ему суждено было пережить несколько реконструкций. 

После победы Октябрьской революции вокзал стал называться Октябрьским — в честь нее. Также, несколько позже, там был установлен внушительный по размерам бюст вождя мирового пролетариата — Владимира Ильича Ленина. Это событие состоялось в честь того, что именно на этот московский вокзал прибыл сам Ленин из Санкт-Петербурга. Однако на этом конъюнктурные изменения не закончились, и Ленинградский вокзал стал первым учреждением страны, которому посчастливилось увидеть на своей территории Депутатскую комнату повышенного комфорта. Нескольким годами позже на Ленинградском вокзале появилась также комната матери и ребенка, которая была оборудована в покоях, которые раньше предназначались для размещения членов императорский фамилии. 

Реконструкции и изменения

Послевоенная реконструкция также немало затронула как внутренние помещения Ленинградского вокзала, так и наружные его своды. В соответствии с концепцией оборудования присутственных мест в Советском Союзе, излишнюю роскошь убрали и заменили на вполне пригодную к эксплуатации и устойчивую у внешним воздействиям отделку. Это было неизбежным, поскольку пассажиропоток через Ленинградский вокзал увеличивался по экспоненте, и требовалось поддерживать внутренние помещения в чистоте и исправности. Однако ещё спустя десятилетие понадобилось проводить очередную реконструкцию: на сей раз в связи с тем, что изменились многие технологии как для пассажиров, так и для сотрудников вокзала. В ходе работ по реконструкции были частично заменены, а частично — проложены заново многие железнодорожные пути, выполнены функциональные пристройки со стороны платформ (чтобы не менять облик исторического здания, которое, кстати, занесено в перечень объектов культурного наследия народов России), пристроен третий этаж со стороны бывших боковых флигелей (там разместились залы для комфортного ожидания поездов, где пассажиры могут скоротать время), устроена современная камера хранения в цокольном этаже. Однако самые глобальные изменения тогда коснулись коммуникаций с городом: было построено здание между Ленинградским и Ярославским вокзалами, а также проложены туннели из здания вокзала к выходам метрополитена. 

Новые веяния

Время и технологии не стоят на месте. Новая реконструкция застала вокзал уже в современной Российской Федерации. Были выполнены некоторые работы по осовремениванию внешнего вида вокзала, в частности — проведены посадочные платформы, сооружены навесы над ними для удобства пассажиров, и проложены новые коммуникации для качественного освещения. 

Общий объем пассажироперевозок через Ленинградский вокзал, составляет, по примерным оценкам начальника департамента транспорта Москвы, около 900 миллионов человек ежегодно. Не правда ли — это действительно грандиозный транспортный хаб современной Москвы?

Latest Posts